Куда пропала «Мона Лиза»?

Об этом ограблении, случившемся в 1911 году, быстро стало известно всему миру. Еще бы, ведь вор покусился на святое — картину «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, выставленную в Лувре (Париж, Франция).

Кого только ни обвиняли в краже! Под подозрение попали и анархисты, и миллионеры, и коллекционеры, и художники, и император Германии Вильгельм II, и даже само французское правительство. Однако преступник не был связан ни с кем из них. Все оказалось куда проще, но вернуть «Мона Лизу» удалось лишь спустя 2 года.

Пропажу шедевра заметил реставратор, который планировал сделать копию картины. Тут же все выходы из Лувра были перекрыты, персонал и помещения обысканы, но результатов это не принесло.

Властям пришлось обращаться к одному из лучших сыщиков того времени — Альфонсу Бертильону. Тогда уже существовала дактилоскопия, но детектив был консерватором и считал этот метод чистой воды мошенничеством. И зря! Прибегни сыщик к этому способу, дело бы разрешилось куда быстрее. Ведь на боковой лестнице для персонала была найдена пустая рама от картины со следом краски и отпечатком пальца на ней. Изучи Бертильон его, он быстро смог бы найти злоумышленника по полицейской базе.

Но герои не ищут легких путей! Альфонс опросил и изучил каждого подозреваемого (это были все работники музея, включая директора). Были исследованы их рост, длина рук, ног и объем головы. А затем Бертильон приступил к анализу базы преступников-рецидивистов, в которую была включена сотня тысяч головорезов! Естественно, на сравнение данных ушло много месяцев.

Однако в одном Бертильон все же был прав: преступник был среди персонала. Вором оказался Винченцо Перуджа — сезонный рабочий, стекольщик, изготовивший для шедевра защитный экран. В понедельник, когда Лувр был пуст, злоумышленник проник в зал с картиной, снял ее со стены, на боковой лестнице аккуратно извлек ее из рамы, завернул в куртку и как ни в чем не бывало вышел из музея. 

Поймали Винченцо, когда он попытался избавиться от украденного. В 1913 году вор обратился к антиквару из Флоренции и сообщил, что хочет вернуть похищенную французами картину на родину. Антиквар провел экспертизу и, увидев перед собой оригинальный шедевр, обратился в полицию. 

Винченцо Перуджа позже в своих показаниях признался, что украл «Джоконду», чтобы восстановить историческую справедливость: он хотел вернуть Италии то, что ей принадлежало. И эти аргументы сыграли на руку: преступнику дали всего один год тюрьмы. Правда, проходи суд не во Флоренции, а в Париже, так легко вор не отделался бы. 

Интересный факт. Эта кража была не единственным покушением на «Мона Лизу». В 1956 году ее облили кислотой, из-за чего повредилась нижняя часть полотна. Чуть позже боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в нее камень, повредив краску у локтя Джоконды. В 1974 году, когда картина находилась на выставке в Токио, огорченная политикой музея японка попыталась испортить полотно красной краской из баллончика. А в апреле 2009 года наша соотечественница запустила в защитное стекло картины глиняной чашкой. 

На этом мы закончим статью. Напоследок только скажем, что вы всегда можете почувствовать себя участником великого ограбления совершенно законно, просто записавшись на один из наших квестов или перформансов. 

Получайте острые ощущения вместе с нами!

Все новости

Популярные квесты в реальности Мариуполя